МБОУ "СОШ                       с.Воскресенка" Воскресенье, 24.06.2018, 23:51

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Правовое воспитание | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Дневник.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши контакты
    413149 Саратовская область Энгельсский район с.Воскресенка тел. (88453)77-31-84 e-mail: vockr@mail.ru

    Реквизиты
    ИНН 6449031291 КПП 644901001 ОГРН 1026401987424 Банковские реквизиты: БИК 046311001 Л/C 127030403 в комитете финансов АЭМР р/с 40701810200003000008 РКГ Энгельс г.Энгельс

    Форма входа

    Адресная помощь

    Центр "Семья"

    Правовое воспитание

    Козорез Иван Иванович

    Уполномоченный по правам участников
    образовательного процесса

     

     Уполномоченный по правам участников образовательного процесса в школе (омбудсмен) - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    Цель работы омбудсмена

       Формирование правового пространства Обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса: учитель, родитель, воспитатель, администрация Разрешение конфликтных ситуаций в учреждении с участниками образовательного процесса. Чем может помочь детям уполномоченный оказать содействие ребенку в восстановлении и защите его нарушенных прав действует, руководствуясь законом и по собственной инициативе получает всю информацию о нарушениях прав ребенка запрашивает соответствующие органы о случае нарушения прав и требует принятия мер по восстановлению прав.

    Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

     

    1. Ребенок имеет право на семью.
    2. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
    3. Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
    4. Ребенок имеет право на равенство.
    5. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
    6. Ребенок имеет право на собственное мнение.
    7. Ребенок имеет право на имя и гражданство.
    8. Ребенок имеет право на получение информации.
    9. Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
    10. Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
    11. Ребенок имеет право на отдых и досуг.
    12. Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

     

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

                           ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

    ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

    1. Выявление жестокого обращения с ребенком

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

    Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

    • отсутствие соответствующего возра­сту и потребностям ребенка пита­ния, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
    • отсутствие внимания и любви к ребенку.

    Какие родители или лица, их заме­няющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

    • алкоголики, наркоманы;
    • с психическими расстройствами;
    • юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
    • с низким социально-экономическим уровнем жизни;
    • с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;
    • перенесшие жестокое обращение в детстве;
    • социально изолированные.

    Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

    Внешние проявления:

    • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
    • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
    • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
    • нечистоплотность, несвежий запах.

    Физические признаки:

    • отставание в весе и росте от сверстников;
    • педикулез, чесотка;
    • частые «несчастные случаи»;
    • гнойные и хронические инфекционные заболевания;
    • запущенный кариес;
    • отсутствие надлежащих прививок;
    • задержка речевого и психического развития.

    Особенности поведения:

    • постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
    • неумение играть;
    • поиск внимания/участия;
    • частые пропуски школьных занятий;
    • крайности поведения;
    • инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
    • агрессивен или замкнут, апатичен;
    • гиперактивен или подавлен;
    • неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
    • склонность к поджогам, жестокость к животным;
    • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.
    2. Обратитесь в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП по месту фактического проживания ребенка.
    3. Обратитесь в милицию или прокуратуру.
    4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия.

     

    2. Жестокое обращение с ребенком сексуальное насилие

    Сексуальное насилие или развращение — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

    К сексуальному насилию относится:

    • половой акт с ребенком, совершенный ваги­нальным, анальным, оральным способом;
    • мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
    • введение предметов во влагалище или анус;
    • сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
    • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
    • демонстрация эротических и порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
    • совершение полового акта в присутствии ребенка;
    • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
    • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

    Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
    а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
    б) может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
    в) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия этих действий.

    Сексуальное насилие чаще происходит в семьях, где:

    • патриархально-авторитарный уклад;
    • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
    • ребенок долгое время жил без родного отца;
    • вместо родного отца отчим или сожитель матери;
    • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
    • родители (или один их них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
    • родители (или один из них) имеют психические заболевания.

    Как распознать, что ребенок подвергается сексуальному насилию?

    Характер травм и заболеваний:

    • повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
    • зияние ануса;
    • следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
    • заболевания, передающиеся половым путем;
    • беременность;
    • недержание кала («пачкание одежды»), энурез;
    • нервно-психические расстройства;
    • психосоматические расстройства.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка

    Дети дошкольного возраста:

    • ночные кошмары;
    • страхи;
    • регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
    • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
    • открытая мастурбация.

    Дети младшего школьного возраста:

    • резкое ухудшение успеваемости;
    • невозможность сосредоточиться;
    • несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение;
    • гнев, агрессивное поведение;
    • ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, не являющимися насильниками;
    • деструктивное поведение;
    • мастурбация.

    Подростки:

    • депрессия;
    • низкая самооценка;
    • агрессивное, антисоциальное поведение;
    • затруднения с половой идентификацией;
    • сексуализированное поведение;
    • угрозы или попытки самоубийства;
    • употребление алкоголя, наркотиков;
    • проституция, беспорядочные половые связи;
    • уходы из дома;
    • насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

    Помните, что 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    1. Верьте ребенку, если он вам открылся, окажите ему поддержку.
    2. Свяжитесь с родственниками ребенка, которые могут его защитить.
    3. Убедитесь, что сексуальное насилие не повторится.
    4. Обратитесь в КДН и ЗП, полицию или прокуратуру.
    5. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия.

    3. Жестокое обращение с ребенком эмоциональное насилие

     

    Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

    К этой форме насилия относятся:

    • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;оскорбление и унижение его достоинства;открытое неприятие и постоянная критика;
    • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
    • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
    • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

    Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

    Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

    • задержка психического развития;
    • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
    • низкая самооценка;
    • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
    • избыточная потребность во внимании;
    • депрессия, попытки суицида;
    • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
    • ложь, воровство, девиации в поведении;
    • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

    Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

    Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

    У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

    В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

    Группы риска детей по эмоциональному насилию

    • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
    • дети раннего возраста;
    • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
    • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
    • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
    • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
    • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

    • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
    • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
    • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
    • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
    2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
    3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
    4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия.

    4. Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком

    В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    1. Административная ответственность.

    Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    2. Уголовная ответственность.

    Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

    3. Гражданско-правовая ответственность.

    Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

    Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

    5. Жестокое обращение с ребенком физическое насилие

    Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

    К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

    Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

    Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

    • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
    • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
    • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
    • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
    • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
    • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
    • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

    Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

    Характер повреждений:

    • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
    • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
    • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
    • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
    • участки облысения, кровоподтеки на голове;
    • повреждения внутренних органов;
    • «синдром сотрясения» у грудных детей.

    Особенности поведения:

    Возраст до 3 лет

    • боязнь родителей или взрослых;
    • редкие проявления радости, плаксивость;
    • реакция испуга на плач других детей;
    • плохо развитые навыки общения;
    • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

    Возраст от 3 до 7 лет

    • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
    • пассивная реакция на боль;
    • негативизм, агрессивность;
    • жестокость по отношению к животным;
    • лживость, воровство;
    • отставание в речевом развитии.

    Младший школьный возраст

    • стремление скрыть причину повреждений и травм;
    • боязнь идти домой после школы;
    • одиночество, отсутствие друзей;
    • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
    • агрессивность.

    Подростковый возраст

    • побеги из дома;
    • употребление алкоголя, наркотиков;
    • попытки самоубийства;
    • криминальное или антиобщественное поведение.

    На неслучайный характер травм указывает:

    1. множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
    2. несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
    3. наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
    4. появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

    Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

    • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
    • обвинение в травмах самого ребенка;
    • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
    • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
    • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
    • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
    2. Поговорите с родителями.
    3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
    4. Обратитесь в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП.
    5. Обратитесь в полицию или прокуратуру.
    6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия.

    6. Формы и последствия насилия

    Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

    Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

    В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

    Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

    Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

    Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

    Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

    Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

    К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

    Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

    Нарушения физического и психического развития

    У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются методами воспитания, или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей неспособностью к процветанию.

    Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

    Различные заболевания как следствие жестокого обращения

    Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

    Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

    Психические особенности детей, пострадавших от насилия

    Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

    Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

    Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

    Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

    Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что она хуже всех. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

    Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

    Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

    Социальные последствия жестокого обращения с детьми

    Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

    Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

    Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

    Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

    Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

     

    наша школа

    80 лет

    55 лет

    Памятные даты

    САРИПКИПРО

    РЦОКО

    МО Саратовской обл

    Администрация ЭМР

    КОМП ЭМР

    УМЦ г.Энгельс

    Электронные услуги

    Образовательные ре

    Дневник.ru

    Зачисление в школу

    ФИПИ

    Интернет-портал

    Поиск

    Календарь
    «  Июнь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz